О результатах проверки своевременности оплаты по государственным и муниципальным контрактом предпринимателямГенеральной прокуратурой Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 13.07.2015 г. № Пр-1349 проведена проверка соблюдения законодательства в части, касающейся своевременной оплаты заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Повсеместно установлены нарушения прав предпринимателей вследствие неисполнения государственными и муниципальными заказчиками обязательств по оплате товаров (работ, услуг). Выявленный прокурорами субъектов Российской Федерации совокупный объем долга по государственным и муниципальным контрактам по состоянию на 01.09.2015 г. составил около 20 млрд.руб. При этом значительны размер задолженности в ходе проверки зафиксирован в Краснодарском крае (2,7 млрд. руб.), Брянский области (1,2 млрд. руб.), Астраханской и Волгоградской областях (по 1,1 млрд. руб.), Республике Дагестан (1 млрд. руб.), Курганской (998 млн. руб.) и Пензенской (750 млн. руб.) областях. Наибольшее число фактов невыплат по контрактам допускается органами местного и подведомственными им учреждениями по причине дефицита местных бюджетов. Вместе с тем в ряде случаев ущемление прав хозяйствующих субъектов происходило из-за противоправных действий должностных лиц заказчиков. В Волгоградской области в суд направлено уголовное дело, возбужденное по материалам прокурорской проверки в отношении директора государственного учреждения культуры "Областной научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры" по части 4 статьи 159 (мошенничество) УК РФ. При наличие неисполненных финансовых обязательств перед субъектами предпринимательской деятельности указанным должностным лицом путем заключения фиктивных договоров на проведение археологических и научно-исследовательских работ совершено хищение средств учреждения в размере более 21 млн. руб. В Республике Коми, Чувашской Республике, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Архангельской, Брянской, Кировской, Костромской, Магаданской Оренбургской, Орловской областях и ряде других объектов Российской Федерации установлены факты возникновения задолженности перед предпринимателями вследствие заключения муниципальными заказчиками контрактов в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств. Так, муниципальное казенное учреждение «Дирекция дорожного хозяйства г. Кирова" заключило с ООО "Производственное объединение "МаркЛайн" заведомо не обеспеченный бюджетным финансированием контракт на выполнение работ по нанесению дорожной разметки, что привело к возникновению перед подрядной организацией просроченной задолженности в размере 14,9 млн. руб. По инициативе прокуратуры г. Кирова руководитель учреждения привлечен к административной ответственности в виде штрафа по статье 15.15.10 (нарушение порядка принятия бюджетных обязательств) КоАП РФ. Не исполнение заказчиками финансовых обязательств по контрактам во многих случаях влечет негативное последствия социально-экономического характера. Только по результатам рассмотрения представления прокуратуры Орловской области правительством области перечислены бюджетные средства в счет оплаты ОАО "Орелавтодор" работ по реконструкции участка автомобильной дороги, что позволило погасить задолженность по заработной плате в размере 4,5 млн. руб. пер 218 работниками организации. Вмешательство прокуратуры Республики Башкортостан потребовалось для защиты прав детей-сирот, которым в связи с непогашением администрацией одного из районов республики задолженности по муниципальным контрактам не переданы закупленные жилые помещения. Внесено представление, материалы проверки направлены в органы полиции для уголовно-правовой оценки бездействия виновных должностных лиц. Меры прокурорского реагирования в подобных ситуациях, затрагивающих права граждан и общественные интересы, приняты в республиках Мари Эл, Мордовия, Татарстан, Алтайском крае, Брянской, Ивановской, Калининградской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Омской, Свердловской и Тамбовской областях. В подавляющем большинстве случаев неисполнение заказчиками государственных и муниципальных контрактов привело к дополнительным бюджетным расходам. Например, в Республике Мордовия лишь в первом полугодии этого года хозяйствующими субъектами в судебном порядке с государственных и муниципальных заказчиков взысканы штрафы и пени в размере 53,8 млн. руб. за просрочку исполнения обязательств. В результате несоблюдения муниципальными казенными учреждениями г. Махачкалы своих контрактных обязательств арбитражными судами в пользу подрядных организаций с администрации города взыскано в виде штрафов 26, 8 млн. руб. Органами прокуратуры пресечены нарушения прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, связанные с включением заказчиками в государственные и муниципальные контракты незаконных условий (республики Башкортостан, Татарстан, Астраханская, Воронежская, Иркутская, Калужская области). Так прокуратурой Воронежской области в представлении руководителю областного департамента транспорта и автомобильных дорог указано на недопустимость закрепления в контрактах не предусмотренных законодательством оговорок об освобождении заказчика от ответственности за просрочку оплаты выполненных подрядчиком работ. Всего в целях устранения выявленных нарушений закона и восстановления прав хозяйствующих субъектов органами прокуратуры внесено 1233 представления, возбуждено 72 производства по делам об административных правонарушениях, в органы предварительного расследования для организации процессуальных проверок, по 1 из них возбуждено уголовное дело. Генеральной прокуратурой Российской Федерации установлен контроль за фактическим устранением выявленных нарушений федерального законодательства. Соответствующие проверочные мероприятия продолжаются органами прокуратуры во всех регионах страны. Об изложенном сообщается в порядке исполнения Соглашения о взаимодействии в вопросах защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности от 10.10.2012 г., а также межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей от 29.09.2015 г. |
Первое лицоЕфимов Леонид Николаевич Вход |